Дата проведения:

Полихромия

В предлагаемом проекте представлены фотографии, обработанные методом полихромии.

Эта методика, известная в серебряной фотографии как «окрашивание повторным проявлением» была существенно улучшена минскими фотографами Альбертом Цехановичем и Ольгой Сергеевой на основе работ белорусских ученых о влиянии дисперсности частиц серебра на оптические свойства изображений (см. список литературы).  В этих работах показано, что цвет фотографии может меняться от желтого до сине-фиолетового в зависимости от размеров частиц серебра.

Полихромией обрабатывались фотографии из авторского архива, напечатанные в течении 20 лет на различных сортах бумаги с использованием проявителей разного состава. Метод оказался очень интересной творческой работой ввиду своей непредсказуемости. Бывало так, что два идентичных отпечатка после одинаковой обработки оказывались разного цвета. Временами появлялся эффект соляризации.

Мой опыт показал, что полихромия – ценное добавление к бесконечному разнообразию творческих возможностей аналоговой серебряной фотографии.

                                                                                              Людмила Таболина

Зазеркалье Людмилы Таболиной

Фотографический мир Людмилы Таболиной реален и ирреален одновременно. Вполне различимы и узнаваемы детали фотоизображения – например, колокольня Никольского собора на Крюковом канале или лошадь на задворках деревни, и в тоже время они не от мира сего. Что-то в них есть миражное, двойниковое, зазеркальное. Они потеряли часть материальной плоти и четкость очертаний, но зато обрели ауру аутентичности. Иногда они предстают как миражные видения. Иной раз наплывают на зрителя как фантомы. В ряде фотографий люди, дома, деревья источают легкое свечение.

Людмила Таболина снимает моноклем (однолинзовый, мягко рисующий объектив) с 1992 года и за это время стала не только одним из лидеров отечественного неопикториализма, но и основала собственную школу, точнее у неё появились ученики и последователи, которые работают в пикториалистической традиции. Для пикториализма в целом и для Л. Таболиной в частности характерна скрупулёзная и многогранная работа по созданию и печати фотографии – авторские способы лабораторной обработки позитива. Для неё негатив – только заготовка для будущей фотографии. Она печатает на разных типах бумаги, добиваясь максимального соответствия ментальному образу, применяет многообразную фотохимию, использует разные способы проработки отдельных фрагментов позитива. Каждый её снимок – уникален и существует в единственном экземпляре. Даже если она печатает несколько снимков с одного негатива, внимательный зритель легко найдет отличия в них.

Данная выставка состоит исключительно из снимков, «напечатанных в течение 20 лет на различных сортах бумаги с использованием проявителей разного состава» (Л. Таболина), претерпевших вторичную обработку. Сначала снимки проходят процедуру отбеливания, а затем подвергаются «окрашиванию повторным проявлением». Как пишет Людмила Таболина, «метод полихромии оказался очень интересной творческой работой ввиду своей непредсказуемости. Бывало так, что два идентичных отпечатка после одинаковой обработки оказались разного цвета. Временами появляется эффект соляризации». Очевидно, что оригинал полученный методом полихромии невозможно повторить.

В экспозицию вошли фотографии из четырех циклов: «Петербург», «Деревня», «Коломна» (та, что на Оке, а не в Петербурге), «Вышний Волочек», и серия «Кукла».

Зазеркальный мир Людмилы Таболина, тактично подкрашенный при вторичной обработке позитива, получил новую интонацию – свет обрел цвет, а «благоговение перед жизнью» дополнительное измерение.

                                                                                                          Валерий Вальран

Людмила Таболина родилась 2 июня 1941 года в городе Вышнем Волочке Калининской области. С 1961 года живет в Ленинграде\Петербурге. Окончила Ленинградский технологический институт. По специальности химик-технолог, кандидат технических наук. В 1970-е – 1980-е годы была членом фотоклуба при ДК им. Горького и фотклуба «Зеркало». Член Союза фотохудожников России с 1992 года. Приверженец «серебряной» фотографии и ручной печати. Любимый рабочий объектив – монокль.

Автор более 40 персональных выставок и участник более ста групповых проектов.

Работы находятся в коллекциях Государственного Русского музея,

Музея истории Санкт-Петербурга, Музея истории фотографии (Санкт-Петербург), Ярославского художественного музея, Музея В.В. Набокова (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва), Московского Дома фотографии, Музея современного духовного искусства при Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре  (Коломна), Фотографического музея «Дом Метенкова» (Екатеринбург), галереи «Борей» (Санкт-Петербург), музея Ф.М. Достоевского (Санкт-Петербург), Музея «Царскосельская коллекция» (г. Пушкин), Вышневолоцкого краеведческого музея.

Дата: 3 — 28 сентября 2019

Место: галерея Борей

Адрес: Литейный пр., 58