Музей Эрарта представляет выставку-ретроспективу немецкого художника Дитера М. Вайденбаха.
- Ретроспектива 50-летних отношений с русско-советским искусством
- Биография автора и история послевоенной Европы в картинах
- Вечный нонконформизм, поиск и провокация
Дитер Вайденбах четыре семестра изучал в Лейпциге историю и историю искусства и с 1964 по 1971 год ? живопись и графику в Высшей школе графики и художественного оформления книги. В 1968 году он был делегирован по линии межвузовского учебного обмена в Московский полиграфический институт. Выставочным проектом в музее Эрарта художник отмечает своего рода 50-летний юбилей своей первой встречи с Россией.
Первое русское эстетическое откровение он получил, будучи 14-летним школьником, во время посещения выставки советской живописи. Провозглашенная Сталиным художественная доктрина «социалистического реализма» задавала масштаб официального искусства на всей территории Восточной Европы, находившейся под влиянием Советов. Первой картиной Вайденбаха стала копия портрета киргизской девочки Семена Чуйкова. Эта работа является эпиграфом выставки и свидетельством тесных взаимоотношений художника как с изобразительным искусством, так и с литературой и музыкой Советского Союза и России.
Выставка включает в себя произведения, созданные на протяжении 50 лет творческой биографии, и условно разделяется на пять частей. Каждая из этих частей отображает особую личностную и историческую ситуацию, значительно повлиявшую на творческий путь автора. Это своеобразные цезуры ? поэтические паузы творческого становления.
Часть 1. Ранние работы школьного и студенческого периодов, с 1960 по 1975 год. Художник находится в поисках формы и средств выражения.
Часть 2. Картиной «По пути» молодой художник обретает слово, критически обращаясь к общественному развитию. Он анализирует состояние действительности и стремится к переменам. В этот период Вайденбах попадает в поле зрения государственных органов. Тогда же, с 1976 по 1980 год, художник совершает учебные визиты за границу, в капиталистические страны.
Часть 3. Супруга художника нелегально переправляется в Западный Берлин. Это обостряет жизненные обстоятельства художника, оставшегося в Германской Демократической Республике с дочерью. Его темы становятся более радикальными. В работах появляются мрачные видения. Вайденбах обращается к тематике и живописным техникам Средних веков. Работами «Остров мертвых по Арнольду Беклину» и «Укутанный Гете» художник совершает символический разрыв с ГДР.
В 1985 году он покидает страну, лишается гражданства и отправляется вместе с дочерью в Западный Берлин, а затем в продолжительное путешествие по странам, в которые его всегда влекла внутренняя тоска. Италия, Франция, Испания… До 1990 года.
Часть 4. После падения Восточного блока меняется общая структура Европы, по которой прокатывается победное шествие капитализма турбо-общества. На переломы, перемены, искажения и войны художник реагирует большим живописным циклом ? «Пляска смерти», «Война в заливе», «Нулевой уровень». Художник живет и работает в родном Веймаре. Его позиция по прежнему остается неконформной обществу. Так, к 70-летнему юбилею он открывает провокационную выставку «Столкновение» в Веймарском Кунстхалле им. графа Гарри Кесслера, выставляя счет обществу потребления и варварскому уничтожению природы.
Часть 5. Выставкой в Санкт-Петербурге автор подчеркивает свою связь с Россией. Эта одна из самых значимых пауз ? цезур ? творческого становления художника. В этой встрече Вайденбах ищет силы, чтобы сместить все созданное в новую и последнюю фазу. Круг его творческой жизни замыкается.
Дата: 10 августа – 18 ноября 2018, 10:00-22:00 (кроме вторника)
Место: Музей Эрарта
Адрес: Васильевский остров, 29-я линия, 2