Живопись Ирины Старженецкой отражает ее необычную систему зрения, особое умение всматриваться вглубь вещей и событий и в обобщенных формах, не отрываясь от реальности первого впечатления, передавать свои переживания в красках.
В работах художницы всегда присутствует тайна – промежутка между небом и землей с манящими далекими пейзажами, тайна, чреватая той степенью постижения мира и бытия, что позволяет передать напряжение времени внутреннего движения. В стремлении мастера одухотворить все, к чему прикасается ее кисть – будь то цветок или трава, дерево или человеческая фигура, присутствуют и опыт русских символистов, и глубинные традиции Древней Руси.
Во всех картинах автора «состояние» является главным мотивом. Активными, широкими мазками, бьющимися на холсте своими рваными ритмами, она пишет пейзажи, где природа погружена в течение времени, а лето, зима, осень и весна становятся цепью цветопластических аллегорий. И полнозвучность лета, и зябкость обнаженности моросящей осени, и заснеженные просторы декабря переживаются художницей как открытие потаенных смыслов во всякой малости, что присутствует в мире.
Последние годы Ирина Старженецкая пишет цветы, где каждый холст – это портрет цветка, а время его недолгой жизни превращается в бесконечность и в каждом его лепестке наличествует энергия несрезанного, живого растения.
Способность видеть и запечатлевать с равной степенью выразительности и внешний облик, и внутреннюю суть явлений обеспечили мастеру органический переход к евангельским сюжетам и церковной живописи. Даже в ее ранних работах присутствует предчувствие этого перехода. Работая над оформлением Храма Воскресения Христова в Тарусе и Храма Вознесения Господня на Большой Никитской в Москве, она не просто воспроизводит средневековые формы, переписывая принятый канон, но преображает их при помощи современной живописи, словно вмешиваясь в мир созерцающих, приоткрывая возможность восхититься миром и стать душевно богаче.
Работы Ирины Старженецкой находятся в таких музеях как Государственный исторический музей (Москва), Галерея искусств Зураба Церетели (Москва), Московский Музей Современного Искусства (ММОМА), Российский Национальный музей музыки (Москва), Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова, Вологодская областная картинная галерея, Курганский областной художественный музей, Музейное объединении «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск), Калининградский музей изобразительных искусств, Ивановский областной художественный музей, Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва, Калмыцкая Государственная картинная галерея (Элиста), Музей изобразительных искусств Республики Карелия (Петрозаводск), Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина, Новосибирский государственный художественный музей, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Томский областной художественный музей, Сочинский художественный музей, Ярославский художественный музей, Музей искусств Грузии (Тбилиси), Словацкая национальная галерея (Братислава, Словакия), Museum Ludwig (Кёльн, Германия), а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Дата: 24 октября 2018, 17:00
Место: Санкт-Петербургская академия художеств
Адрес: Университетская наб., 17
Регистрация для посещения: