26 сентября музей Эрарта открывает выставку «Говорящие стены». Это проект — коллаборация живописца Динары Хёртнагль и уличных художников, среди которых Стас Багс, Владимир Абих, Максим Има, Super 158, Никита Dusto, Осколки, Мартин Aroe, Sasha Sam и Турбен.
Динара Хёртнагль — выпускница Академии художеств — вошла в уличный мир благодаря юношескому увлечению хип-хопом. Она занималась в танцевальной студии и работала на крупных мероприятиях с многократными чемпионами мира по брейк-дансу. Сегодня триада «хип-хоп, брейк-данс, граффити», на которой выросла Динара, заслуженно именуется «старой школой», хотя можно было бы говорить уже и о ретроэстетике.
Авторы, с которыми Динара Хёртнагль «преломила» холсты, — молодые художники скорее по духу, нежели по возрасту. Лет 10 назад имя Стаса Багса не сходило со страниц изданий о жизни города, а художник в этот период создавал невероятно изобретательные объекты. Сегодня то же можно сказать о Владимире Абихе: автор, разбойничавший на улицах Екатеринбурга, все чаще принимает участие в многоголосых выставочных проектах на фестивалях уличного искусства по всей стране. Максим Има знаменит экспериментальным кураторством в не менее экспериментальном — и, пожалуй, единственном в своем роде — пространстве «Протвор». Анонимный автор (или группа авторов) «Осколки» и Никита Dusto за последние 5 лет пометили своими тегами все непонятные городские столбики, будочки и шкафчики. Эти инженерные объекты абсолютно незримы для пешехода, как канализационные люки. Лишь звонкая и острая надпись «Осколки» или пухлая «Дусто» дарит нам встречу с ними. Super 158 известен как организатор «джемов райтеров», которые проходят на различных площадках Петербурга: именно с них впоследствии разъезжаются по всему городу пестрые газели. Турбен — художник с граффити-бэкграундом, недавно отметившийся музейной выставкой. Сфера его интересов — наивное искусство и массовая культура. Sasha Sam и Мартин Аroe — граффити-райтеры как они есть: только буквы, только девственные стены, спрятанные в недрах проходных дворов. Хотя у Sam’a есть и работы на холсте. Так или иначе, все перечисленные авторы принадлежат к активному поколению, которое за неимением мессенджеров или блогов предпочитало писать на партах или на стенах подъездов.
Собственно картины Динары Хёртнагль являют нам нежилые, неуютные дома ХIХ века с темными окнами и потрескавшейся, покрытой плесенью штукатуркой. Ржавеющий советский гараж, бетонный забор, на котором разворачивается борьба света и тени, и потеки краски на брандмауэре — довольно интересные фактуры для живописца. Стигмы уличных художников становятся в данном случае идеальным дополнением к вышколенной живописи Динары Хёртнагль. Над ее холстами потрудились те самые люди, с «творчеством» которых вы вряд ли хотели бы познакомиться, но так уж получилось, что оно — вокруг вас. Самое интересное из того, что они делают, зачастую остается внутри герметичного мира уличной культуры или гибнет от рук сотрудников коммунальных служб. Выживают далеко не лучшие деяния. Представленный в музее Эрарта проект — в том числе и о трудностях перевода языка улиц: нам далеко не всегда удается понять, о чем пытаются сказать нам стены. Дома на картинах Динары Хёртнагль — вымирающие динозавры, не имеющие конкретных адресов. Их можно встретить в любом русском городе, а оставленные на их стенах уличными художниками следы — приметы скорой гибели: неминуемого разрушения или радикальной реновации.
Дата: 26 сентября — 16 декабря 2019
Место: Музей современного искусства Эрарта
Адрес: В.О., 29 линия, д. 2