«Герои и иллюзии» – выставка видеоарта и инсталляций XV международного фестиваля анимационных искусств «Мультивидение» – пройдет в музее современного искусства Эрарта с 25 октября по 4 декабря.
Фестиваль «Мультивидение» продолжает исследование анимации как изобразительного искусства. Уже седьмой год в конкурсе фестиваля существует номинация «Лучшая видеоинсталляция», созданная специально для анимационных работ, которые ближе к «живой» картине, скульптуре или декорации, нежели к кино. С каждым годом на конкурс поступает все больше интересных работ, и выбор лучших становится все более сложным.
Тема выставки «Герои и иллюзии» исследует каким образом субъективность и воля личности, которые являются двигателем сюжета в кинематографе, действуют в среде ненарративной анимации. Ведь анимация бывает ближе к изобразительному искусству: живописи, объектам, скульптуре, нежели чем к традиционным кинематографическим историям. Калейдоскопы цветов и форм, представленные в этих произведениях, вовсе не означают отсутствия в них героев.
Всего на выставке представлено 24 работы из России, Кореи, Франции, Германии, США, Голландии и других стран. Среди авторов есть и имена любимцев петербургской публики: Андрей Сикорский, представивший свою работу вне конкурса. и Макс Хаттлер. Но большинство авторов будут представлены в Санкт-Петербурге впервые и только на фестивале «Мультивидение».
Лучшая видеоинсталляция будет определена жюри фестиваля “Мультивидение” 18 ноября. В состав жюри в ходят Константин Бронзит, Дмитрий Высоцкий, Андрей Сикорский,
ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ВЫСТАВКЕ РАБОТЫ:
- «Внутренние герои» (Андрей Сикорский/Россия/2017)
Иногда, чтобы понять что-либо о себе, художник должен извлечь наружу своих накопленных за время жизни внутренних героев и увидеть, как они изменились. Это самые разные персонажи, от «Титаника» до Белоснежки, от Ленина до Буратино, от Зеленой Собаки до Мухомора. Кто они, откуда и куда идут?
- «На проволке»/WireLess (реж. Szandra Pataki/ Hungary/2016/6’40)
Экспериментальный фильм о мире из бесконечной стальной проволки метафорически рассказывает о том, как все мы связаны и зависим друг от друга.
- «Область глубокого знания»/The Realm of Deepest Knowing (реж. Seung Hee Kim/Republic of Korea/2017/ 3’30)
Каково это – в момент испытаний прорваться сквозь другого человека, добраться до самого глубокого места в сердце и осветить тьму, наполнив друг друга знанием о единстве?
- «Невус»/N?vus (реж. Samuel Yal/ France/2016/7’57)
О тайне, которую хранит женственность и о хореографии её метаморфоз.
- «Смирно!»/Too Tame! (реж. Rebecca Bloecher/ Germany/2017/6’41)
Семь главных героев застревают в своих рутинных привычках. Поскольку их свободу легко ограничить, их индивидуальность – только кажущаяся. Но шоу должно продолжаться, а деньги – крутиться. Аплодисменты!
- «Счастливые»/Mark Lotterman – Happy (реж. Alice Saey/Netherlands/2017/6’35)
Гусь распускает перед нами чары своего соблазнительного танца, и его неуклюжие движения нас очаровывают. Гуся разрывает желание выразить свою индивидуальность. Так же и у людей, которые хотят быть счастливыми. История о поиске собственной личности через, казалось бы, яркую индивидуальность, но которая все равно неизбежно оказывается одной из множества себе подобных.
- «Виртуальные актеры китайской оперы»/Virtual actors in chinese opera (реж. Tobias Gremmler/ Hong Kong, Taiwan/ 2016/ 3’25)
Эти виртуальные актеры созданы для театральных постановок на стыке китайской оперы и New Media. В их основе – цвета и силуэты традиционного театрального костюма и традиционный танец. Основная идея проекта – проследить, как все это может повлиять (пусть и виртуально) на человеческое тело.
- Битва при Сан–Романо»/Battle of San Romano (реж. Georges Schwizgebel/ Switzerland/2017/2’25)
Ожившая картина страшной битвы воплощается в шедевре живописи XV века авторства Паоло Учелло.
- «Смеющийся паук»/The Laughing Spider (реж. Keiichi Tanaami/Japan/2016/ 7’24)
Кеичи Танаами – один из самых авангардных анимационных режиссеров. Он получил широкое признание как дизайнер-аниматор, и был удостоен упоминания Japan Advertising Artists Club – одной из самых престижных дизайнерских наград. Несмотря на то, что дизайн с тех пор является его основной сферой деятельности, он работал в разных направлениях искусства – живопись, скульптура, дизайн печатных изданий, театр и кино. « Память о воздушных атаках, которые я испытал в раннем детстве, всегда дает сильный стимул и необъяснимое беспокойство моим работам», – говорит он.
- «Реорганизация»/Re-Organization (реж. Osi Wald, Ricardo Werdesheim/Israel/2017/11’)
Путешествие по каталогам Музея Израиля за последние 50 лет, это – бесконечный источник вдохновения. Искусство всех времен, археология, афганские невесты, бабочки, капуста, баухауз, сигаретная реклама, конечности, квадраты цвета … В конце концов авторы фильма понимают, что картина получается уже не об искусстве как предмете потребления, а, скорее, историей о том, что возникает между художником, его произведениями и наблюдателями.
- «Перышко»/The Plume (реж. Huang Ying/China/2017/9’09)
Первый в Китае четырехслойный 3D-стереоскопический художественный фильм. 3D-анимация и визуальные эффекты воссоздают традиционную китайскую школу изображения цветов, гиперреалистичную живопись и изобразительные особенности современного пейзажного рисунка. Тонкость линий в сочетании с развернутой до трех измерений картиной передают красоту каждого из четырех времен года и любовь к творению в целом. Сочетание народных инструментов и фьюжн-оркестровки придает фильму более космополитичный характер. Серый означает конец месяца в лунном календаре. Весна – встреча, лето – игра, осенью – вить гнезда, зимой проходить испытания. Но это не так печально, как может показаться на первый взгляд.
- «Энигма»/Aenigma (реж. Aris Fatouros/Antonis Ntoussias/Greece/2016/10’06)
Греческая стереоскопическая CG анимация, вдохновленная произведениями греческого сюрреалиста Теодора Пандалеона. Реквием форме, Богине, вечной Еве, искусству. От идеализации и священного поклонения – к наслаждению и оплодотворению, к трансформации и размножению, к разложению, осквернению и вандализму, к осуждению и подчинению, к падению в вечный ад. И к мечте о возрождении.
- «Калейдоскоп»/Kaleidoscope (реж. Murat Sayginer/Turkey/2017/3’23)
Настоящий полёт через туннель калейдоскопических фотографий.
- «Десять в степени минус сорок три секунды»/Ten to the minus forty three second (реж. Cl?ment Courcier/ France/ 2016/13’57)
Вселенная состоит из мгновений. Несколько секунд в космосе, несколько здесь, сколько нужно для человека и для растения? Три разных дороги постепенно сливаются в ту, что ведет к сердцу материи.
- «Орогенезис»/Оrogenesis (реж. Boris Labb?/ Spain/ 2016/7’51)
Орогенезис – это горообразование, процессы или движения земной коры, в результате которых происходит образование складчатых горных хребтов. Эта история – абстрактное предположение о том, как могли сформироваться горы.
- «Разделительные соединения»/Divisional Articulations (реж. Max Hattler/Hong Kong/ 2017/4’33)
Коллаборация композитора Lux Prima и видео-художника Макса Хаттлера. В ней аналоговая музыка и цифровая геометрия сообщаются, создавая массу разделительных соединений – как во времени, так и в пространстве.
- «Пять: Скерцо»/Five: Scherzo (реж. Max Hattler/Team Five/ Hong Kong/2017/17’43)
Абстрактная анимация, визуальное представление третьей части Пятой симфонии Густава Малера. Совместный проект знаменитого Макса Хаттлера и студентов Гонконгского университета медиа-искусств.
- «Танец колибри»/Hummingbird Minuet (реж. Yu-Jhen Lin/Taiwan/2017/2’06)
В основе работы – феномен этой необычной птицы. Множество рисунков прыжка, съемки колибри, добывающей нектар и другие её суперспособности.
- «Иллюзия Жозефа»/L’illusion de Joseph (реж. Pasquale D’Amico/Italy/2017/2’12)
«Виртуальная реальность, видео на 360 градусов, социальные сети, видеоигры, которые выглядят как фильмы и фильмы, похожие на видеоигры: я думаю, что большая часть сегодняшнего мира развлечений чудовищна, и это уже не просто иллюзия глаз, но часто иллюзия ума, – говорит автор. – Не знаю, как вы, но меня среди всех этих инновационных турбин все еще привлекают древние методы и инструменты. Некоторое время назад я столкнулся с античным оптическим инструмент фенакистоскопом, изобретенным в 1832 году Жозефом Плато (в честь него и назван фильм). Он отображает анимированные изображения. Затем я нашел некоторые сканы этих кругов в интернете, и анимировал их в цифровом виде. Результатом поиска формы стала стоп-моушн анимация из бумажных игрушек в стиле девятнадцатого века, с которых начинается и заканчивается фильм». Музыка: Al-Marancа.
- «Гастацикл»/GastaLoops (реж. Nicola Gastaldi/ UK/ 2016/4’14)
«Гастацикл» – это очень личный проект Николы Гастальди. Используя три основных цвета: белый, красный, черный, художник воссоздает атипичную вселенную типичного жителя Лондона в виде марафона из 100 анимационных циклов, идущих в течении 100 дней.
- Eх Terrat (реж. Reinhold Bidner/ France/2016/5’45)
Экспериментальная анимация, в основе который – пейзажи Парижа и его жители. Правда, лица парижан собраны на более темной стороне спектра и анимированы различными методами.
- «Погоня»/Chase (реж. P?raic Mc Gloughlin/ Poland/2017/ 3’15)
Снятый в Ирландии и Польше фильм-путешествие, в котором, среди прочего, исследуются идеи решения, выбора, последствий, обстоятельств и времени. Фильм о том, как мы пытаемся найти что-либо, как все мы похожие и разные одновременно.
- «Нютаг–Край родной»/Nutag-Homeland/ (реж. Alisi Telengut/ Canada/2016/6’0)
Визуальная поэма и сюрреалистический реквием о калмыках, массово депортированных с родных земель в период с 1943 по 1957 годы. Прежде, чем вернуться на родину, многие из них погибли. Фильм построен на живописных полотнах, уносящихся в историю человечества и рассказывающих о вечных для человека темах – родине и соплеменниках. Согласитесь, эти темы и сейчас звучат не менее пронзительно.
- «Ретро будущее»/Retro Future (реж. Mirai Mizue/Japan/2015/6’55)
Мир будущего, который мы представляли в детстве довольно сильно отличается от нынешней реальности…