РОСФОТО представляет арт-проект московской художницы Катерины Ковалёвой – «История болезни. ПРАВО НА ОТДЫХ». На выставке представлены фотографии, реди-мейд объекты, живопись и графика. Все они размещены в пространстве музея как концептуальные художественные инсталляции.
Зритель погружается в атмосферу заброшенного советского санатория в Гагре. Роскошный некогда дворец здравоохранения, построенный по канонам сталинского ампира, расположен высоко над морем. Когда-то, больше 30 лет назад, здесь бурлила санаторная жизнь. О ней свидетельствуют разбросанные в коридорах и на парадной лестнице истории болезни, из которых выпадают выцветшие розовые свитки кардиограмм с чьим-то застывшим ритмом сердца.
Неотъемлемой частью проекта являются курортные фотографии, снятые на черноморском побережье Кавказа в период с 1930-х до 1980-х. На фотоснимках 30-х годов на фоне пальм и моря, под южным солнцем, запечатлены счастливые люди. Поезда привозили ударников труда и стахановцев к Черному морю, в Сочи, в Гагры… В это же время другие поезда увозили советских граждан в ином направлении, откуда не было возвращения.
В своем проекте Катерина Ковалёва пытается приблизиться к универсальным темам: болезнь/отдых, жизнь/смерть… Автор обнажает культурные слои памяти подобно археологу, аккуратно очищая и освобождая для зрителя артефакты различных периодов ушедшей советской эпохи.
Фотографии заброшенных санаториев, еще не остывших комнат, свидетельствующие об утраченном времени, времени детства художника, помещаются в специально сделанные диаскопы, по примеру старых советских. Рассматривание этих фотографий-слайдов через маленькое отверстие создает эффект погружения.
«Кардиограмма гор» — серия рисунков на бланках из процедурного кабинета, поверх различных таблиц и медкарт, коллажей из найденных курортных «бумажек» — попытка через открытие культурных слоев обнаружить вневременной слой ритмической основы жизни.
В экспозиции РОСФОТО также представлена серия «Мелодия на память или на костях». Это пластинки-открытки, на которых запечатлены памятные виды или отдыхающие. Рядом с ними грампластинки «на костях», – рентгеновские снимки, из которых кустарным способом сделаны аудиозаписи с запрещенными в СССР мелодиями.
Большие круглые холсты и рисунки поддерживают вечную тему круга, которая появляется и в объектах «Шарики мороженого» и «Бильярдные шары».
Концептуально завершают экспозицию письма и открытки, описывающие обычный день счастливого отдыхающего, а также «Вещдоки» — предметы курортного обихода тех лет, одежда, купальники, сувениры, гербарий и другие личные вещи.
Всего на выставке в РОСФОТО зрители увидят более 100 работ.