Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО представляет выставку «Сергей Осьмачкин. Проявление обыденности». Экспозиция продолжает цикл персональных выставок, знакомящих петербургского зрителя и гостей города с творчеством лучших российских фотографов второй половины ХХ ? начала ХХI века. Это первый показ творчества самарского фотографа в Санкт-Петербурге.
Сергей Осьмачкин — представитель поколения молодых фотографов, которое своими устремлениями и творческими поисками определило интенсивное развитие российской художественной фотографии с конца 1970-х годов и привело ее к успехам на международной арт-сцене в 1990-х.
Ретроспективная экспозиция включила в себя 100 фотоснимков из циклов «Открытые пространства», «Натюрморты», «Розовый дым», «Песни обыденности» и, наконец, «Дворы и улицы старой Самары». В их числе желатиносеребряные отпечатки в авторском исполнении 1978–2001 годов и современные цифровые фотографии, сделанные Сергеем Осьмачкиным в 2000–2021 годах. Часть работ в жанре натюрморта представлена из коллекции РОСФОТО. Сергей Осьмачкин родился в городе Аша Челябинской области в 1961 году. Практически сразу после рождения Сергея семья переехала в Куйбышев (в настоящее время Самара). Шестнадцатилетним парнем Сергей пришел в куйбышевский городской фотоклуб «Параллакс» и «был покорен творческой фотографией», определившей его дальнейшую жизнь.
Он работал лаборантом, фотографом в театре, научно-исследовательском институте, на заводе. Пробовал работать в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа, экспериментировал с техникой фотомонтажа, с целью трансформации действительности. С 1983 года активно принимал участие в республиканских, всесоюзных и международных выставках и конкурсах. Награды, полученные на крупных фотосалонах США, Испании, Великобритании, Франции и ГДР, к 23 годам принесли ему всесоюзную известность. В 1985 году Сергей Осьмачкин организует в Куйбышеве фотоклуб «Самара» и становится его председателем. В 1988 году переезжает в Чебоксары, где работает методистом при республиканском научно-методическом центре по работе с фотолюбителями. Принимает участие в организации Общества фотоискусства Чувашской АССР. В 1987–1991 годах участник «Аналитических выставок» ? нового для СССР типа выставок, отрицающего соревновательный момент и ориентированного на представление авторских коллекций, «характеризующих индивидуальность фотографического мышления, творческую позицию и авторский стиль». В 1990-х годах работы Сергея Осьмачкина вошли в такие значимые для истории российской фотографии выставочные проекты, как «Новая волна в фотоискусстве России и Белоруссии» (Москва, 1991), «Фото ? Россия-92» (Москва, 1992), «ФОТО/PHOTO. Russian Art photography Today» (Нью-Джерси, 1993), «Искусство современной фотографии. Россия. Украина. Беларусь» (Москва), «Современная фотография из коллекции Национальной библиотеки Франции» (Париж, 1994). В ХХI веке Сергей Осьмачкин продолжает активно работать над циклами «Песни обыденности», «Дворы и улицы старой Самары» в стилистике «непридуманной реальности», по его собственному определению.
Название выставке дала авторская формула: «Проявление обыденности». Обыденность, скрытая от глаз человека в автоматических рутинных повторах, открывается и автору, и зрителю только на фотографиях. Каждый сюжет, осмысленный автором, заставляет смотрящего проявить интерес, задуматься и эмоционально пережить простые события повседневности.
В 2007 году Сергей Осьмачкин выступил одним из организаторов творческого сообщества фотографов fixxer, объединившего авторов, отражающих жизнь только фотографическим языком.
Фотографии Сергея Осьмачкина хранятся в коллекциях Национальной библиотеки Франции (Biblioth?que nationale de France), Париж; Музея современного искусства Лос-Анджелеса (MOCA, Los Angeles); Художественного музея Нью-Мексико (New Mexico Museum of Art), Санта-Фе; в собрании Геренсайда в Гуманитарном исследовательском центре университета штата Техас, Хьюстон (США); в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО (Москва), Мультимедиа Арт Музее, Москва; Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО.