Музей Эрарта представляет групповую выставку художников, размышляющих в живописи, графике, скульптуре и коллаже на тему трансформации роли спорта в жизни общества.
Групповая выставка художников разных поколений обращается к современному состоянию спорта как культурного явления. Задорное восклицание «Спорт есть молодость», послужившее заглавием проекта, напоминает лозунг советских спортивных праздников и одновременно агрессивный рекламный слоган, истинность которого всегда ставится под сомнение. Присмотревшись к этому спорному суждению, экспозиция пытается проследить становление целого ряда устойчивых спортивных образов.
Спорт конца ХХ — начала ХХI столетия не до конца утратил свою генетическую связь с боями гладиаторов или кровавыми крестьянскими забавами. Вот и работы художников Михаила Гавричкова, Елизаветы Березиной и Андрея Карташова вдохновлены воинственной природой кровавых зрелищ. Боксерские поединки или схватки борцов, безусловно, являются интересной задачей для рисовальщика, позволяющей проявить мастерство в изображении рельефа мышц или создать мощную по динамике композицию. Но прежде всего художник вглядывается в личность бойца как в непознаваемого «другого» — человека, обладающего счастьем предаться кровавому инстинкту в рамках ринга. Любопытно, что и Михаил Гавричков, и Андрей Карташов помимо кисти охотно упражняются с гирей, что дает им дополнительное понимание своих героев.
В середине ХIХ столетия рост городов и появление канцелярских служащих, нуждающихся в досуге, способствовали становлению «физической культуры» под девизом «В здорово теле — здоровый дух». В учебных заведениях стали появляться гимнастические залы, где формировался культ атлетического тела, вылившийся в «парады физкультурников» и массовые спортивные действа 30-х годов. Следы машинной эстетики массового тела оказались очень живучи в поп-культуре благодаря столь же безупречным образам воспевших их художников Лени Рифеншталь или Александра Дейнеки. На выставке в Эрарте вы легко отыщете несколько явных ассоциаций с этой условно античной или даже условно тоталитарной традицией.
С 50-х годов ХХ столетия распространение СМИ приводит к невероятному скачку популярности спортивных зрелищ. Главным завоеванием массового спорта стало, как ни странно, обращение к внутреннему миру человека, а именно к психологии физиологии. На смену коллективным массовым действам пришел культ спортсмена поп-звезды, а спорт обратился к индивидууму и личному переживанию.
Человек сегодня активен как никогда. Он все меньше ходит в кино и читает на досуге, горожанин хочет действовать самостоятельно — не читать, а публиковать свои мысли в блоге, не только смотреть футбол, но и играть в него, либо принимать деятельное участие в хулиганских околофутбольных делах.
Идея сенсорности и расширения внутреннего пространства через тело пришла на смену психоделической революции с ее пафосом расширения сознания. Сдвиг границ и выход за пределы возможностей происходит в практиках экстремального спорта, при наличии своего рода перегрузок организма. Об этом абстрактная работа ветерана скейтбординга на Неве Платона Петрова, создавшего доску-проун, застывшую в фундаментальной позиции Олли (Ollie), с которой начинаются блаженные секунды свободного парения в пространстве.
Интересны реалистические портреты Анны Карповой, на которых изображены задумчивые яхтсмены Финского залива, презрительно именующегося с 18 столетия «Маркизовой лужей». С этих портретов на нас смотрят загорелые морщинистые мальчики, живущие морскими приключениями, обладатели счастья общения со стихией.
Здесь отчетливо видно, как бум «общества потребления» плавно перетекает в становление «общества переживания», в котором человек готов заплатить не за вещь, но за определенный опыт, выбивающий его из рутины, будь то эмоциональный взрыв в ликующей толпе стадиона или покупка новой модели любого пилотируемого объекта — от скейтборда до сверхскоростного автомобиля.
Эти ярчайшие явления современного массового спорта нашли свое отражение в экспозиции выставки «Спорт есть молодость».
Участники выставки:
Сергей Белых, Константин Бенькович, Елизавета Березина, Дмитрий Просянников, Павел Игнатьев, Алексей Ланцев, Михаил Гавричков, Илья Зеленецкий, Андрей Карташов, Вадим Комиссаров, Елена Кулик, Андрей Новиков, Петр Перешивайлов, Платон Петров, Сергей Рожнов, Наталия Румянцева, Александр и Светлана Рощенко, Маша Трегубенко, Егор Щаблыкин, Надежда Эверлинг, Иван Тузов, Семен Платонов, Александр Селезнев, Анна Красная, Андрей Журавлев, Анна Карпова, Андрей Помулев, Станислав Казимов, Кирилл Кипятков, Александра Ефимова, Сергей Карев.
Дата: 22 сентября-3 декабря 2018, 10:00-22:00 (кроме вторника)
Место: Музей Эрарта
Адрес: Васильевский остров, 29-я линия, 2