Весной 2022 года, после начала вторжения российской армии в Украину, крупнейшие голливудские киностудии ушли из России и прекратили поставку кинематографических новинок на российские экраны. После этого выручка кинотеатров в России упала примерно на 70%: это подкосило многие сети, которые и без того в последние два года несли убытки из-за ковидных карантинов. В ответ на санкции и из-за долгов российские кинотеатры перестали платить голливудским студиям – за выпущенные ранее фильмы. По данным газеты “Ведомости”, за прокат фильмов в феврале и январе этого года американские киностудии вообще не получили деньги из России.

Что происходит с российским кинопрокатом на фоне войны, которую Россия ведет в Украине, и на чем пытаются зарабатывать российские кинотеатры?

Дмитрий Бутырин – киноман из Новосибирска, один из многих в России. Чтобы посмотреть последний фильм Marvel, который так и не вышел в прокат в его стране, он сел в машину и поехал в Казахстан. Фильм он смотрел в североказахстанском Павлодаре недалеко от границы с Россией: там в последние месяцы резко выросло число гостей-киноманов из России.

“Я из Новосибирска, и я поехал на майские праздники к себе домой. И подумал: почему бы и нет? – рассказывает Дмитрий. – У меня машина стоит в Новосибирске. 500 км – не такое уж и большое расстояние, чтобы отказываться от такой возможности. Это фильм Marvel! Мне хотелось быть в контексте мирового пузыря – а чтобы быть в контексте, нужно понимать шутки, понимать, что пишут люди. Быть частью цивилизации, я бы так это назвал”.

Дмитрий говорит, что смотреть кинокомикс-блокбастер на маленьком экране для истинных ценителей жанра – кощунство. С ним согласен и Сергей Карандеев, руководитель Библиотеки комиксов в Петербурге. Он – фанат Человека-паука и понимает, почему голливудские киногиганты ушли из России, и нисколько их не осуждает. Раньше он ездил на премьеры в другие страны, чтобы посмотреть кино про Спайдермена первым. А теперь для него это и вовсе единственная возможность увидеть премьеру на большом экране.

“Каждый фильм – это праздник. Мы на них ходим с друзьями, с партнерами, а потом еще на оригинальную версию, с субтитрами. И каждый раз это новый опыт, который ты проживаешь либо с кем-то, либо сам, – объясняет он. – И это всегда был такой праздник погружения в детство, в эскапизм. И сейчас этот праздник у нас как будто отняли”.

Вместе с голливудским кино из российских кинотеатров ушел и зритель.

“Я практически всегда сижу один в зале. То есть вообще люди не ходят”, – рассказывает Дмитрий Бутырин.

С падением посещаемости залы кинотеатров в России стали закрываться, выручка упала в два раза. Universal, Disney, Warner Bros., Sony и Paramount год назад за весенний период показа позволили российским кинотеатрам заработать почти 10,5 миллиардов рублей на своей продукции, а в этом году – меньше 5.

“Все кинотеатры были заточены на бизнес-план, при котором до 80% давало голливудское кино: стабильно качественное, пользующееся стабильным спросом, – ?объясняет Владислав Пастернак, продюсер киностудии HHG. – Этого дохода сейчас нет. При этом затраты все те же: арендная плата, электричество, амортизация оборудования, зарплата сотрудникам. За последние три месяца Россия потеряла не менее 30% кинозалов. Они закрыты сейчас, заморожены”.

Глава Crocus Group Эмин Агаларов подтверждает, что выручка российских кинотеатров от кинопоказа упала на 70%. Чтобы спасти киносети, в них показывают российские фильмы или старые картины, которые выходили в прокат в предыдущие годы. Но их тоже не хватает: перед российской киноиндустрией сейчас стоит задача обогнать Голливуд по качеству продукта за несколько месяцев, говорит Агаларов.

Один из фильмов, которым кинотеатры хотят заманить зрителя вместо продукции Голливуда, – “Артек. Большое путешествие”, снятый Кареном Захаровым и Арменом Ананикяном. Это комедия про современных российских детей, которые отдыхали в лагере “Артек” и загадали желание: оказаться в СССР 80-х годов. Но найти зрителей этого фильма в городах России, чтобы узнать, понравилось ли им кино, оказалось не так-то просто: залы, где он показывается, и правда пустые. Лишь редкие зрители говорят, что фильм хороший.

Пытаются снимать в России и свои фильмы про супергероев, например “Защитники”. К сожалению, в российском прокате он, в отличие от фильмов Marvel, тоже провалился. Зритель уже привык к другому качеству, говорит Сергей Карандеев.

“Все персонажи так или иначе скопированы с кого-то. Вот главный злодей выглядит как бюджетная копия Бейна из DC. Арсус, который медведь и якобы главная находка российского кинематографа, был уже в комиксах”, – объясняет он.

Чтобы восполнить нехватку современного российского кино, в повторный прокат в России выпустили знаменитый фильм Сергея Соловьева “Асса” 1988 года – показ приурочен к 60-летию музыканта Виктора Цоя.

Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что правительство выделило на производство российского кино дополнительные 14,5 миллиардов рублей. Но при этом ничего не сказал про поддержку кинотеатров. Даже если российское кино в кинотеатрах и заменит западное, это не значит, что люди будут на это кино ходить, подчеркивает кинокритик Антон Долин.

“Одно дело – когда государство вкладывается в телепропаганду. Она бесплатно показывается, вливается в глаза и уши. Кино – это другая история, – объясняет Долин. – В кино ты насильно людей не загонишь: люди выходят из дома осознанно, идут в кассу и покупают билет. То есть у человека должна быть воля, желание потратить свои время, усилие и деньги на этот поход. Люди по-разному потребляют то, что дается им бесплатно, лежа на диване, и то, ради чего нужно предпринимать усилия”.

Источник: https://www.currenttime.tv/a/sanktsionnyy-kinoprokat-voennogo-vremeni-bez-gollivudskih-blokbasterov-vyruchka-kinoteatrov-v-rossii-upala-na-70-/31913762.html